ГИМС информирует.
Итак. Февраль решил сделать подарок для рыбаков и отдыхающих на водоёмах. Этой категории граждан минусовая температура даёт надежду на уверенные прохождение или проезд по льду. Однако расслабление преждевременно. И при не соблюдении элементарных правил, немудрено оказаться в холодной воде. Поэтому надо ждать, пока ледовое покрытие приобретет необходимую прочность. По льду можно свободно передвигаться, если толщина его не менее 7 см для одного пешехода. Если человек имеет при себе ношу, то лучше не менее 10 см. Тонкий лёд похрустывает под ногами подобно рассохшемуся паркету. Если поверхность льда не покрыта снегом, можно наблюдать, как под ногами образуются расходящиеся во все стороны радиальные трещины. Если на льду видны еще и кольцевые трещины, значит, прочность его на пределе, и он может проломиться в любой момент.
В прошедшие выходные один наездник вместе со своим металлопластиковым конём провалился на Сандале под лёд. Конец благополучный, результат положительный. Делать выводы сопричастным к этому случаю и всем нам. Расстояния до мест рыбалок бывают большими. Времени добраться для спасения может потратится много. Рассчитывайте свои силы и возможности самостоятельно. И огромная просьба: не выезжайте на лёд водоёмов в одиночку и дайте морозу укрепить ледовые щиты на водоёмах.
Вспоминаем окраски льда. Да, он тоже имеет свои оттенки. Молочный, белого цвета лёд вдвое слабее прозрачного. Он образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки. Такой лёд ломается без предостерегающего потрескивания. Ноздреватый лёд — замерзший во время метели снег — еще более непрочен. Участки такого льда надо непременно обходить.
Случается, что после сильных морозов наступает длительная оттепель, лёд становится непрочным, ломается ветром, относится к берегу. Там образуются его беспорядочные нагромождения. При похолодании льдины смерзаются неравномерно, а иногда лишь скрепляются тонким свежим льдом. Эти места особенно опасны, так как лёд ломается внезапно, а льдины перевертываются.
Прочность льда резко уменьшается с повышением температуры. Так, например, прочность льда на изгиб при температуре 0°С в 10-12 раз меньше, чем при температуре минус 5°С. В устойчивую морозную погоду лёд толщиной 7 см выдерживает одного человека; толщиной 10 см — двух стоящих рядом людей. Небольшими группами в 5-7 человек можно собираться на льду, если его толщина не менее 12-15 см.
Для выхода на лед выбирайте участки, не покрытые снегом и расположенные на отмелях. По первому льду двигайтесь не торопясь, пешней проверяйте путь перед собой. Не подходите к тростникам и корягам — около них лёд слабее. Не прорубайте лунки ближе 5 метров от соседа.
Услышав предостерегающий треск льда, ни в коем случае не останавливайтесь: не отрывая ног от поверхности льда, отойдите назад, а если рядом впереди есть заведомо надежный участок, пройдите вперёд как можно быстрее.
Не ходите по слабому льду гуськом: случается, что идущий следом проваливается. Усильте внимание при движении по заснеженному льду — нетрудно попасть в промоину, едва затянутую ледяной плёнкой и запорошенную снегом.
Возвращайтесь на берег старым, проверенным путём.
Очень опасен лёд у зарослей тростника, рогоза, у коряг и затопленного кустарника: он не выдерживает рыболова и ломается внезапно, без треска.
Опасны проруби и майны, проделанные рыбаками для запуска и вытягивания неводов и сетей, которые не сразу замерзают и бывают замаскированы выпавшим снегом. Такие же майны могут образоваться от предыдущего провала техники или человека.
Не выходите на лёд где попало. Наметьте место для выхода на лёд и обратного возвращения на берег. Надежнее лёд у крутых берегов, на чистых местах и в тени. Предварительно пешней проверяйте его прочность.
Во время движения пешком прощупывайте лёд перед собой. Опасные и сомнительные места обязательно обходите. Нельзя выходить на всплывший речной лёд: в любой момент он может тронуться и раздробиться на мелкие неустойчивые льдины. Во время движения на технике почаще останавливайтесь и просматривайте, прощупывайте ледовую дорогу.
После длительных тёплых дней, как по перволёдью, не следует ехать на рыбалку, тем более в одиночку. Однако, если вы всё-таки выехали и оказались одни, нужно быть готовым к ситуации провала под лёд. При себе надо иметь шнур длиной 10-15 метров с концевым грузиком. Он послужит своеобразным противовесом. При подобной ситуации его резко и как можно дальше отбрасывают в сторону. Шнур должен быть свободным, чтобы быстро и легко разматывался. Если верёвки не оказалось, можно ползком добраться до полыньи и подать пострадавшему пешню, лямку от рыболовного ящика, брючный ремень и т.п.
Оказавшись в воде, не паникуйте, действуйте спокойно, не торопясь, но и не мешкая, чтобы не намокла одежда; упритесь ногами в противоположную кромку льда, выберитесь из полыньи и, не вставая, откатитесь в сторону. Постарайтесь добраться быстрее до жилья и обсушиться. Но это в случае нахождения рядом с жилыми домами в населённом пункте. Если до жилья далеко, а вы приехали на автомобиле, доберитесь до него, заведите двигатель, переодевайтесь и сушитесь. Можно развезти костер. Однако это длительная процедура. Сушиться разумнее, когда костёр уже разведён, он хорошо горит и достаточно дров.
Уважаемые граждане рыболовы и отдыхающие на природе!
Не оставляйте после себя на льду обрывки бумаги, консервные банки, объедки, окурки. Оседая на дно, металл ржавеет, бумага и пищевые отходы разлагаются и отравляют придонные слои воды и грунт на дне. Гибнут, не селятся здесь личинки, рачки — корм рыбе. Рыбе и кормиться нечем, и дышать трудно в протухшей воде.
С Уважением, инспекторское отделение (г. Кондопога) ГИМС.

